Сайт о том как выйти из шкафа и стать собой

Отношения с ребенком, Отношения с собой, Пособие для неудачников

Как захотеть учиться?

Как захотеть учиться

Тот, у кого все итак хорошо получается, не будет задавать вопрос – как захотеть учиться? – А кто его задаст? – Тот, кто понимает важность учения, но, по всей видимости, испытывает сложности в освоении нового материала. Не умеет грызть гранит науки, одним словом. И как этому научиться?

И вот, что интересно, – никто не вводит в поисковый запрос: ребенок не хочет трудиться. Или “Как преодолевать сложности?” – никто не хочет их преодолевать!- Кому же нравится труд?! При этом мы, правда, понимаем важность учения – и часть задаем вопрос интернету – что делать, если ребенок не хочет учиться.

Я уже начинала эту тему в статье под названием: “Куда идти? – Иди туда, где трудно!” И хочу сказать – все эти три темы между собой пересекаются. Так же к ним можно добавить тему неудачника, – развернутую на этом сайте в целом разделе. И тему неуверенности в себе, – изложенную в отдельной статье. А результатом практического применения изложенных сведений будет ни что иное, как удача. Поясню сказанное.

Мы хотим быть умными, успешными, умелыми, всезнающими, но преодолевать трудности и сложности мы не хотим. Как бы, пусть все само как надо сложится, – видимо…

И я хочу разочаровать читателя. Без трудностей никуда не денешься. И тут два варианта. Первый – не преодолевать трудности и идти по обходной, легкой тропинке. И второй – преодолевать. В первом варианте исход один – рано или поздно ты почувствуешь себя неудачником. И это, надо отметить, будет закономерный исход отсутствия усилий. И нет тут других причин, на вроде: у меня такая карма или судьба тяжелая. Трудиться ты не научился – вот и вся твоя карма! Правда, герой такого романа будет упорно доказывать, что он трудился и прикладывал усилия. Но, с одним но… Он их прикладывал туда, куда умеет их прикладывать. А туда, где очень трудно он не ходил. – Вот и вся разница подходов.

А что если человек умеет преодолевать внутреннее сопротивление и, не смотря ни на что, штудирует трудную науку? Или, в идеальном варианте, у него даже и нет никаких внутренних сопротивлений, а сплошная исследовательская потребность? – Я думаю, такой герой войдет в очередной роман с названием “успех…” и это будет ответом на вопрос: “В чем секрет успеха”. Причем, не важно, какими именно критериями будет характеризоваться этот успех, важно, что он будет.

Но, вернемся, к начатой теме.

Разберем еще раз причинно-следственные связи в вопросе: как захотеть учиться

Итак, о чем нам говорит вопрос “Как захотеть учиться?” – Раз человек спрашивает, значит, он хочет захотеть. Раз он не захотел, значит, испытывает с учебой трудности и не умеет их преодолевать, не испытывает от этого положительных эмоций – чего ему хотеть то? Следовательно, уточним вопрос и разберем тему под названием:

Возможно интересно:   Почему я неудачник? И чем отличается удачник?

Как преодолевать трудности в обучении?

Повторюсь: мы рассматриваем тему с позиции этого вопроса, – потому что понимаем, что когда все получается и идут положительные эмоции – все само начинает нравиться. Ведь положительных эмоций каждому хочется! А трудности, как мы выяснили, погружают в неприятные эмоции. Следовательно, учение, как акт преодоления трудностей, не может доставлять удовольствие (ровно до тех пор, пока трудности не будут преодолены).

Таким образом, мы пришли к вопросу, с которого я начала повествование. А. как вы знаете, правильно заданный вопрос является половиной ответа.

Ответ банален и может разочаровать любого читателя: чтобы преодолеть трудности в обучении, – их надо преодолеть. – Никто не удовлетворен, да?

В таком случае подойдем к этой теме с точки зрения работы над чувствами. И рассмотрим очень неприятное, раздражающее, буквально, разрывающее на части внутреннее сопротивление, которое возникает внутри в момент необходимости прилагать усилия в неизвестном материале, который упорно не хочет получаться.

Что делать с этим чувством, – оно же мешается, сопротивляется, доставляет неприятные эмоции. От него хочется избавится и не чувствовать. И здесь можно смело применять все способы работы с чувствами:

  1. Осознание неправильности и болезненности нежелательных чувств.
  2. Понимание, что от этих чувств необходимо избавляться. А в данном случае выбрасывать
  3. Готовность работать с чувствами и понимание, что именно через их преодоление прокладывается такой важный собственный путь.

И здесь хотелось бы отметить одну важную деталь в работе с чувствами. – Когда ты уже понимаешь пагубность своих проявлений – на них нужно просто перестать обращать внимание и делать то что решил вопреки этим чувствам. Подробнее об этом – в новой книге.

Как я научила преодолевать трудности в обучении своего ребенка

Обратимся к практической части вопроса. – На этом примере и каждый взрослый может усвоить важное для себя.

Моя младшая дочь ходит на занятия фортепиано. Играть ей нравится, но не нравится учиться. А именно, первый и ключевой ступор возник когда стало необходимо учиться “читать ноты” как мы читаем слова и воспроизводить на инструменте. Этот момент появляется в жизни каждого начинающего музыканта. И, думается, от этого важного шага зависит вообще весь дальнейший путь в музыке. – Он либо будет, либо оборвется.

Как захотеть учиться ребенку?

Мы предприняли несколько шагов:

  1. Стали четко определять задачи. Так, например, “разбор произведения” выглядит не конкретно и слишком сложно сейчас, когда этот самый разбор является самым неприятным явлением. И тогда мы говорим – сыграть произведение 10 раз. В это действие, разумеется, включается разбор ( а как же без него сыграть новое произведение). Таким образом, первым пунктом ставим для ребенка конкретную, измеримую задачу.
  2. Ввели ограничение времени занятий. Это значит, что прекращаем неисполнимое старое: “Сначала ты разберешь и сыграешь песню, а потом пряники”, а вводим измеримую и, главное, имеющую конец, новую постановку: Время занятий – 30 минут. И при этом я объясняю дочери, как видно на циферблате 30 минут и по ходу занятий поясняю: ты уже позанималась 10 минут, осталось 20. – То есть даю конечные и понятные ориентиры. Таким образом, погружение в неприятные эмоции имеет конец, – а это уже другой разговор!
  3. Выделить время и четко сформулировать под него задачу не достаточно. Теперь самое главное – научить ребенка концентрироваться на этой задаче. Собственно, само преодоление в данном случае происходит, главным образом, за счет погружения в само дело и игнорировании при этом главного переживания. Здесь очень важно, во-первых, прекращать все слезы и истерики. Истерики – это сопротивление. Сопротивление не даст ничего сделать. Поэтому перед “пряниками” ставится условие: ты не просто десять раз играешь песню, ты делаешь это позитивно, без слез, без страданий, без истерик. – И это является важным началом преодоления пагубных переживаний! И второе – собственно, концентрация. Я, в буквальном смысле сижу около дочери (ей еще семь лет, это нормально), и делаю замечание на каждое ее отвлечение. – Как только она отвлеклась от дела – говорю об этом, и о том, что это затягивает ее время, и я вынуждена время, выделенное на задание приостановить. Таким образом, выделенные полчаса полностью идут на освоение новых навыков.
Возможно интересно:   Как в своей реакции на окружающих увидеть себя?

Важные составляющие успеха:

  1. Ребенок или взрослый – тот, кто пытается достичь главной цели в вопросе как захотеть учиться – должен этого действительно хотеть. Вариант, когда ребенок не хочет учиться не подходит. Моя дочь в приведенном примере заниматься музыкой хотела, – она не хотела справляться при этом с трудностями.
  2. Время, выделенное на занятия должно быть небольшим! У человека не должно быть ощущение “бесконечности страшного чувства”. Мы в занятиях с дочерью иногда вводили полчаса, потом пряники (например, планшет на час), а потом снова полчаса занятий и планшет на час. После первых нескольких разов все кажется не таким уж и страшным, и постепенно приходит в норму.
  3. Важна полная концентрация. Пусть она не долгая, но в течение всего выделенного времени. Здесь, конечно, нужна самодрессировка.
  4. Ну и важно еще понимать – эта трудность не будет бесконечной. В какой-то момент, после долгих игнорирований и действий вопреки неприятному чувству, – оно полностью отступит. – Ведь так ведет себя каждое чувство, когда ты решительно не обращаешь на него внимание!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий