1

Если я переживаю, – значит, переживания мне зачем-то нужны. Но, зачем? Для начала разберемся с этим вопросом.

Зачем нам нужно переживать? варианты ответов и их опровержения:

1 Вариант

  • Я переживаю, чтобы наилучшим образом решить свою проблему. Я думаю о своей проблеме, – следовательно, ищу способ ее преодоления.

Однако, нужно понимать, что решение задачи и переживание о том как ее решить – это разные вещи. И очень часто противоположные.

Важно уметь разделять мухи и котлеты:

Переживать - не значит решать.
Переживать - не значит, решать наилучшим образом.
Переживать - значит морочить себе голову, а часто еще и другим. И больше это ничего не значит.

2 Вариант:

  • Я переживаю, – потому что не могу по другому.

Психологи говорят о том, что нужно разделять: “не могу” и “не хочу”. Так вот, в данном случае “могу”, но по каким-то причинам “не хочу”. Причина, как правило в скрытой (подсознательной) выгоде от переживания.

В чем состоит выгода? – удивится читатель. Она описана ниже:  Когда я переживаю, – я пытаюсь, таким образом, как-бы  “насытиться” заменителем того чувства, в котором испытываю потребность. И данная причина является ключевой в не-избавлении от переживаний. Точнее она звучит так: “Я не хочу избавляться от данного переживания, потому что посредством него получаю необходимые мне чувства”.

Поэтому человеку так сложно решиться на работу  над собой (что есть по сути, – решиться на жизнь без такого важного моего чувства), и по этой же причине сложно медитировать, то есть, прилагать конкретные усилия по избавлению от своего самого главного /переживания/.

Однако, жизнь нас не спрашивает о наших желаниях. Целенаправленно, но верно она наставляет на путь духовного совершенствования. И есть ли иной выбор, – это еще вопрос.

  • “Я очень чувствительный человек”

А вот чувствительность – вовсе не добродетель, как мы привыкли считать.

Чувствительность - обостренное восприятие происходящего, - скорее зло, нежели добро.

Чувствительность воспринимает преимущественно негативные стороны жизни. И зачем она нужна?

  • “Меня беспокоит судьба всего мира и вселенская справедливость”
Нет смысла переживать об устройстве жизни. Жизнь такая какая есть и чье-либо мнение вряд ли интересует вселенную.
  • “Я очень добрый и поэтому не могу оставить все как есть (переживаю – значит забочусь о других людях)”
Переживание о других людях - скорее не забота, а созависимое поведение, подмена ценностей своей жизни на ценности чужой жизни.

Переживание о других людях в данном случае – не более чем попытка жить и чувствовать за счет других людей (не умение уделять себе внимание, не умение слышать себя и понимать себя, отсутствие чувства собственной значимости вне чужого мнения).

  • “Я переживаю, – значит, СОпереживаю”. – Видимо, в этом веском доводе сопереживание призвано облегчать (разделять) страдания героя.

Нужно понимать: соучастие в беде достаточно проявить один раз. Оно не требует постоянного дальнейшего присутствия в жизни чужого человека.

Другой человек должен со всем своим справиться сам.

Твои уши, чувства, слова тотально ему не помогут, – а только лишь растянут странное удовольствие от жевания проблемы.

Главная причина переживаний

Все объяснения ведутся с точки зрения чувств. Переживание отражает чувство. Следовательно, рассматривать его причинно-следственные связи следует с позиции чувственных механизмов.

Когда я переживаю, - я пытаюсь, таким образом, как-бы  "насытиться" заменителем того чувства, в котором испытываю потребность.

Мои переживания призваны страдать о том, чего я страстно желаю. И сами страдания  о желаемом как буд-то дают ощущения желаемого.

К примеру, женщина обиделась на мужа и жалуется подружкам: “Он не любит меня!” – Хотя, это часто странный довод, – ведь любовь за один день не проходит. А еще вчера они поженились…  В крайней точке отрицания страдалица таким образом, пытается удовлетворить разом все потребности: и в его внимании, и в его любви. и в его поддержке и так далее.

Это как потребность во внимании у ребенка – лучше негативное внимание, чем его полное отсутствие. Так и внутри взрослого человека: лучше переживание о мечте, чем отсутствие мыслей о ней вообще.

Если женщина хочет внимания мужа (а он ей его сегодня не дает). Тогда она думает о том, какой он не хороший человек, что не может к ней внимание проявить. Она может обидеться и отказаться от его внимания, когда он добивается ее расположения. Если он игнорирует ее чувства, она воображает свою месть, представляет как уходит от него, а он, конечно, вспоминает о том, как она ему нужна. И тому подобное. Все это – попытка удовлетворить свою потребность быть кому-то нужной за счет представления своей нужности или страдания о ней. Это и есть причина переживаний. Если об этом не переживать, – значит, лишиться этой потребности.

Или  неудачник мечтает о своем успехе. Он всем рассказывает свои идеи. Представляет, что из этих идей может получиться. Часто находится в грезах о том, как это могло бы быть. И в этих мыслях он уже получает к себе внимание. Разумеется, после радужных грез наступает отрезвление: понимание, что успеха нет. Грусть, тоска, отчаянье, – эти чувства нужны для того, чтобы дать обладателю хотя-бы крупинку ощущения того, о чем так страстно мечтается.

Таким образом, переживание – это попытка ощутить заменитель желаемого.

Главный ответ на вопрос: как перестать переживать?

Для того чтобы перестать переживать необходимо перестать думать о том, что так сильно тебя волнует. Наиподробнейшим образом о механизме недуманья написано в статье, посвященной медитации.

Медитация как метод работы над собой среди обыкновенных людей не пользуется успехом. С большой долей вероятности в этом месте читатель закроет данную страничку (и сайт вообще). Мирскому жителю гораздо проще пожаловаться подружкам или в крайнем случае сходить к психологу и профессионально помусолить свою проблему. Я тоже так пробовала. Жалобы не решают ничего, – они только растягивают переживания. Психолог – помогает решить самые верхушки. О тупике в психологии я написала отдельную статью. Конкретный выход из переживаний дает только избавление от этих самых переживаний, которое возможно только через отсутствие всякого внимания к ним.

По причине описанной выше перестать думать о проблеме не легко. Однако, отсутствие мыслей о своем самом главном является первым шагом к избавлению страданий об этом вообще. Следующим шагом будет проработка того чувства, которое проявится в результате отсутствия анализа и лишних размышлений. Следующим шагом будет расставание с этим чувством, либо здоровое сожительство с ним.

Не будет желаний – не будет страданий” – вот и весь рецепт избавления от пагубных чувств и работы над собой.

1